Технология строительства
Типовые проекты домов
Роль строительства в природообустройстве конкретных территорий и решении общих экологических проблем регионов

Природоохранные целевые программы

В отличие от большинства видов производственной деятельности охрана природы нуждается в непосредственном участии государства. Это обусловлено тем, что "продукция" природоохранной деятельности (чистота атмосферы, водоемов, разнообразие флоры и фауны и т.д.) как правило не может распределяться по рыночным принципам. Для частного или акционерного предприятия вложения денег в охрану природы являются в большинстве случаев благотворительной деятельностью, не приносящей прибыли в обычном смысле. Тем не менее государство может устанавливать такую систему штрафных санкций за ущерб природной среде, при которой предприятиям будет выгодней вкладывать деньги в единовременные мероприятия по предотвращению таких загрязнений, нежели систематически платить штрафы. Такой путь очень эффективен для предотвращения будущего загрязнения окружающей среды, но он не может решить вопроса об устранении всех ранее допущенных ошибок в отношениях с природой. Для их исправления нужны крупные инвестиции самого государства в охрану природы. Это выражается в первую очередь в финансировании долгосрочных целевых программ охраны природы (включая их разработку и реализацию).

Некоторые экологические проблемы не могут решаться изолировано одной страной - нужно участие многих стран, в связи с чем разрабатываются международные программы. В этом случае страны-участницы принимают на себя определенные обязательства, которые реализуются внутри этих стран путем принятия ими соответствующих законов, проведения мероприятий в виде внутригосударственных программ, финансируемых за счет собственных бюджетов. Иногда экономически слабым странам помогает субсидиями тот или иной международный экологический фонд.

Россия является участницей 78 многосторонних соглашений по защите окружающей среды и регулированию природопользования. В числе таковых конвенции о климатических изменениях, о сохранении озонового слоя, о биологическом разнообразии, о сохранении лесных массивов Европы и т.д. Очевидно, что не все эти программы связаны с природоохранным строительством, но те из них, которые должны обеспечивать чистоту атмосферы, водоемов всегда подразумевают перестройку промышленности и связанное с ним строительство. Международные природоохранные программы обычно носят обобщенный характер и не детализируются до уровня конкретных предприятий, но на их основе составляются внутригосударственные целевые программы, которые всегда полностью конкретизированы.

Внутригосударственные целевые программы являются основной природоохранной деятельности страны. Они могут быть связанными с международными программами, но чаще всего они имеют самостоятельное значение. Источники финансирования внутригосударственных программ в РФ могут быть разделены на группы, показанные на рисунке, т.е. программы могут финансироваться из федерального бюджета, из бюджетов субъектов федерации, из внебюджетных фондов.

Часто используется смешанное финансирование, когда участвуют инвесторы как федерального, так и регионального уровней, различные фонды, спонсоры (в том числе физические лица).

 Источники финансирования природоохранных программ в РФ

Основную роль играют федеральные программы, ибо решение экологических проблем требует в основном очень больших затрат, которые для субъектов федерации или внебюджетных фондов делать затруднительно.

Субъекты федерации и внебюджетные фонды могут финансировать небольшие программы или принимать долевое участие в финансировании крупных программ. По содержанию природоохранные программы могут быть разделены на две группы, показанные на рисунке.

 Классификация природоохранных программ по содержанию

Программы по защите конкретного природного ресурса могут быть направлены на сохранение какого-либо водоема, ландшафта, представителя животного или растительного мира, минерала и т.д. Они довольно часто бывают связаны с международными соглашениями. При их реализации иногда возникает потребность в значительных строительных работах, особенно при защите водоемов.

Недостатком программ по сохранению конкретного природного ресурса является некоторая их односторонность. Отдельные мероприятия по защите какого-либо ресурса могут ставить под угрозу состояние другого ресурса, что далеко не всегда очевидно, и для выяснения подобных вопросов могут требоваться специальные исследования. По этой причине наиболее эффективными являются комплексные программы, лишенные этого недостатка. В них можно наилучшим способом учесть взаимовлияние всех антропогенных и природных факторов, установить их приоритетность, достигнуть оптимальности планируемых мероприятий. Как правило, они связаны с конкретным регионом, где все эти факторы имеют свою специфику.

Составлению и реализации целевых экологических пpoграмм обычно предшествуют обширные научные исследования. В особой степени это касается комплексных программ. Работа разделяется на три крупных этапа, показанные на рисунке.

 Основные этапы в деятельности по улучшению состояния природной среды в регионе

При изучении экологической обстановки используются материалы ранее проводившихся исследований, в том числе экологических изысканий, экологического мониторинга, данные санитарных служб, постов Росгидромета и т.д. Так как экологические проблемы трудно поддаются количественной оценке, широко используются экспертные оценки. Во многих случаях полезные результаты дает компьютерное моделирование, особенно в вопросах прогнозирования изменений экологической обстановки.

При составлении самой целевой программы ищутся конкретные способы решения возникающих задач. Обычно работа организуется путем поэтапной конкретизации. Сначала намечаются общие направления, например, строительство природоохранных сооружений, внедрение "чистых" технологий, лесопосадки, мелиоративные работы и т.д. На следующем этапе эти направления конкретизируются применительно к группам районов, затем по отдельным районам и в конечном итоге разрабатываются конкретные мероприятия с установлением их мест проведения, стоимости, сроков исполнения, источников финансирования, предполагаемых исполнителей PI Т.Д. ЭТИ мероприятия и становятся содержанием комплексной программы, которая представляется к утверждению и последующей реализации.

Реализация программ является основным этапом решения экологических проблем. Практика показывает, что это наиболее "уязвимый" этап работы, ибо организационно-экономические проблемы этого периода в условиях отечественной экономики значительно хуже поддаются решениям, чем задачи предшествующих этапов. Изучение экологической обстановки и разработка самих программ в нашей стране обычно проводятся на достаточно высоком научно-техническом уровне, однако при реализации таких программ зачастую получаются результаты, слабо отражающие замыслы экологов. Главной причиной является трудность совмещения решений долгосрочных экологических задач с решениями первоочередных производственно-экологических и социально-бытовых вопросов, отвлекающих на себя почти все денежные ресурсы. Существенное значение имеет также степень разработанности и детализация планируемых природоохранных мероприятий. Как бы глубоки ни были предшествующие исследования, при неполноте проектной документации, непродуманности всех организационных вопросов реализация целевой программы обычно не дает ожидаемого эффекта.

По всем этим причинам реализация долгосрочных экологических программ должны находиться под постоянным контролем всех ветвей власти. Обязательно назначается единый руководитель по реализации целевой программы, наделенный обширными правами, позволяющими решать все организационно-экономические вопросы по этой программе. Если программа носит региональный характер, руководитель может быть, например, в ранге заместителя главы администрации региона, если программа межрегиональная - это должен быть представитель федеральной власти.

Исполнителями программы обычно являются местные производственные организации. Строительно-монтажные работы, как правило, ведут крупные специализированные или общестроительные организации. Проектную документацию обычно готовят специализированные проектные организации, находящиеся зачастую в других регионах. В ходе работ могут вноситься изменения в программу, обусловленные новыми достижениями науки, изменениями природных или экономических условий. Тем не менее все изменения должны быть обоснованными и согласовываться с разработчиками программ.

 
Ресурсы в помощь: