Технология строительства
Типовые проекты домов
Роль строительства в природообустройстве конкретных территорий и решении общих экологических проблем регионов

Краткая история организации строительства при обустройстве неблагоприятных территорий

До XX века охрана природы не рассматривалась как глобальная проблема, так как само состояние природы не вызывало особых опасений. Тем не менее отдельные сооружения, относящиеся, по современным представлениям, к объектам природообустройства, возводились еще в глубокой древности (Древний восток, Египет, Китай, Индия и др.). Данные современной археологии показывают, что еще в Древней Месопотамии решались сложные задачи организации строительства. К ним относятся снабжение строительства лесоматериалами, добываемыми за десятки и даже сотни километров от возводимых объектов, попытки стандартизации и типизации сооружений, одновременное строительство большого числа объектов по единому плану.

В Римской империи проводилось крупномасштабное строительство каналов, портов, акведуков, где использовались тысячи рабов, военнопленных, жителей завоеванных стран. Технический уровень таких работ, естественно, был крайне низким. В средние века в Европе наиболее активно обустраивались территории Голландии и Северной Германии. Возводились дамбы, подсыпались большие территории, осушались заболоченные участки. В России осушительные работы велись с XI века. Особого размаха они достигли при Петре I во время строительства Санкт-Петербурга. Сооружались большие каналы. Организация таких работ была основана на использовании очень большого числа людей, ибо практически все операции выполнялись вручную. На строительство Ладожского канала (1718... 1.730г.) в течение 12 лет ежедневно работали примерно 30 тысяч землекопов.

По мере развития техники и изменений общественных отношений строи¬тельство усложнялось, совершенствовалась его организация. Тем не менее отношение к строительству как средству решения природоохранных задач сформировалось лишь в XX веке, когда стала ощущаться опасность глобального разрушения природной среды. Эта опасность затронула интересы всего мира- По данным ООН, с 1930 по 1980 год в пустыни были превращены экологически ценные территории общей площадью равной примерно половине Южной Америки. Загрязнение атмосферы и водоемов приняло столь широкие масштабы, что дальнейшее развитие промышленности прежними методами стало совершенно невозможным.

В настоящее время опасность глобального экологического кризиса осознается практически во всех странах мира. Создаются государственные учреждения, занимающиеся охраной природы, составляются и реализуются долгосрочные целевые программы охраны природы, принимаются административно-правовые меры к нарушителям, началось международное сотрудничество в области охраны природы. В то же время пришло понимание того, что стоящие перед человечеством проблемы взаимоотношений с природой намного сложнее, чем это первоначально казалось. Практика показала, что составление эффективной природоохранной программы всегда представляет очень сложную научно-техническую задачу, которую далеко не всегда удается правильно решить. Многие такие программы на деле оказывались не реальными или давали совсем не те результаты, которые от них ожидали.

Упрощенное понимание взаимоотношений с природой в нашей стране также было преодолено не сразу, и длительное время, особенно в конце 40-х и в 50-е годы превалировало стремление "покорять природу", приспосабливать ее к интересам общества. В частности, ставились задачи глобального преобразования природы без должного понимания исключительной сложности возникающих при этом экологических проблем ("Великий Сталинский план преобразования природы", "Великие стройки коммунизма", поворот крупных северных рек в засушливые южные районы и.т.д.). Часть этих крупномасштабных программ была выполнена, Например, практически полностью удалось осуществить строительство крупнейших гидроэлектростанций с большими водохранилищами-морями, судоходными каналами. Частично удалось создание крупнейшей в мире системы полезащитных лесонасаждений и гидромелиоративных систем в европейской части страны (в южных районах, особенно в азиатской части значительная часть запланированных лесонасаждений и строительных работ оказалась нереальной). Проект же поворота северных рек в южные районы остался на стадии разработки: в 80-х годах он был полностью отвергнут как экологически ошибочный.

Построенные гигантские гидротехнические объекты естественно дали не только положительные результа¬ты, но и вызвали многие негативные последствия экологического характера, над преодолением которых до настоящего времени работают специалисты.

Современная экология отвергает стратегию крупномасштабных изменений природных условий и ориентирует специалистов по природообустройству на возможно большее сохранение тех условий, которые имели место на осваиваемой территории до прихода на нее людей. По этой причине любым крупным мероприятиям по природообустройству должны предшествовать тщательные научные исследования, детальная проектная проработка и, естественно, заблаговременное решение основных организационно-экономических задач.

В нашей стране руководство природоохранной деятельностью возложено на органы законодательной и исполнительной власти федерации и ее субъекты. Система управления этой деятельностью в нашей стране окончательно не сформировалась и в течение 90-х годов неоднократно менялась. Создавались и упразднялись различные комитеты и министерства, контролирующие природоохранную деятельность, что в значительной мере вызывалось проблемами общего экономического кризиса. В конце 90-х годов экологические вопросы на федеральном уровне контролировались Министерством природных ресурсов, субъекты федерации также создавали свои органы защиты природы. В частности, в Республике Башкортостан (РБ) система охраны природы в разной форме функционирует уже многие годы (до 1994г. - Госкомприроды РБ, затем Министерство охраны окружающей среды, природопользования, прогнозирования и ликвидации чрезвычайных ситуаций, затем Министерство лесного хозяйства, экологии и охраны окружающей среды, с 2001г. - Госкомэкология РБ). В государственном бюджете ежегодно предусматриваются средства на финансирование целевых природоохранных программ, привлекаются различные внебюджетные фонды, средства частных спонсоров. Заказчиками выступают как федеральные органы (Министерство природных ресурсов РФ), так и местные органы власти.

 
Ресурсы в помощь: