К основным зелёным зонам городов относятся парки и сады.
В первую очередь, при выборе критериев мест зелёных зон определяется роль, какую будет выполнять участок земли – декоративную, хозяйственную, экологическую и т. п. Далее выделяют территории с сильно пересечённым рельефом, неблагоприятным для жилой и промышленной застройки.
На склонах и надпойменных террасах композиция садов и парков носит ступенчатый характер; на искусственных террасах размещают специальные площадки; на подъёмах и спусках используют серпантины.
Парки в оврагах имеют осевую композицию и замкнутые перспективы на склоны и устье оврага; пространство оврага предопределяет организацию каскадных прудов с запрудами, мостиками, водотоками; на бровках оврага организуются площадки с видовыми точками.
Проектирование парков на равнинной местности делает необходимым создание искусственных выразительных форм: возвышений, горок, холмов, валов – для придания выразительности композиции пространства.
В ландшафтном проектировании важен учёт его зрительного восприятия на основе закона воздушной перспективы – это ослабление чёткости контуров и окраски предметов по мере их удаления. Закон этот в ландшафтном проектировании имеет большое значение. Чем дальше от наблюдателя располагается предмет. Тем больше смягчаются его окраски и очертания. Так, если нужно оптически увеличить глубину пространства и усилить впечатление глубины пейзажа, можно использовать на значительном удалении от зрителя древесно-кустарниковую растительность с мягкими очертаниями крон с синеватым оттенком листвы или хвои. А светло окрашенная листва на переднем плане будет оптически приближать насаждения к наблюдателю.
При решении архитектурно-ландшафтных задач проектирования и определения критерия выбора мест для размещения основных зелёных зон города идею решения можно получить путем применения известного аналогичного решения, "подсказанного" технической или художественной литературой, увиденного в кино или "подсмотренного" в природе.
Аналогия - обильный источник новых идей, но ее нельзя использовать слепо. Для её использования следует: -
Выяснить основные природные особенности исследуемого объекта архитектурно-ландшафтного проектирования
-
Выявить ведущую область рельефа объекта ландшафтного проектирования по функции, которую выполняет этот объект.
-
Воспроизвести основной принцип и конструктивные особенности, используя опыт ведущих архитекторов ландшафта, на имеющихся элементах рельефа объекта проектирования, материалах и технологиях. При этом нужно будет привнести что-то новое, учитывая своеобразие объекта и его будущих посетителей.
Новое в установлении критериев выбора мест для размещения основных зелёных зон города можно внести только на основе фантазии.
Прием фантазии, связан с желанием, получить то, чего желаешь. Использование фантазии для стимулирования новых идей в ландшафтном проектировании заключается в размышлении над некоторыми фантастическими решениями, в которых при необходимости используются нереальные вещи или сверхъестественные процессы. Полезно рассматривать идеальные решения, даже если это сопряжено с некоторой долей фантазии. Размышления о желательном, могут натолкнуть на новую идею или точку зрения, которая, в конечном счете, приведет к новому, осуществимому решению.
|