Стилевые и концептуальные признаки ландшафтной архитектуры менялись во времени в зависимости от стадии развития человеческой цивилизации. В ранний период становления человеческой цивилизации ощущалась большая зависимость планировки сада, подбора растений и других деталей композиции от природно-климатических условий, т. е. ландшафтная архитектура носила утилитарный вид. Композиция строилась на максимальном использовании полезных свойств природы, нейтрализации неблагоприятных факторов и подчинялась условиям выращивания насаждений.
По мере возрастания потребности в гармонизации окружающей среды углублялось осмысление взаимоотношений с природой. Устройство садов становилось неотъемлемой частью образа жизни человека античного мира. Античный сад считался, прежде всего, местом почитания и присутствия богов. Он был насыщен их статуями, атрибутами, священными постройками и алтарями. С религиозным культом были связаны рощи, где возвышались храмы, создавались часовни, гроты.
Дальнейшее развитие общества привело к эстетизации природы, абсолютизации эстетических качеств природы. Природа входила в дом в виде живой зелени и пейзажей на стенах, раздвигавших внутреннее пространство дома. Этот стиль получил название пейзажного, или ландшафтного.
Рост антропогенного воздействия на природу, уничтожение лесов потребовало экологизации ландшафтной архитектуры. В её задачи вошли: борьба с запылённостью и загазованностью, с шумом, подтоплением и т. п.
Невозможность полноценно воспринимать природные компоненты заставило ландшафтных архитекторов обратить внимание на символическое созерцание и осмысление природы. В этом случае создаваемые композиции отражают элементы природной среды, при соответствующей фантазии наблюдателя, намёком, внешней похожестью. В наибольшей мере это наблюдается в малых садах.
Эта же причина заставила обратиться и к такому методу как «компенсация» недостающих компонентов в искусственном ландшафте похожими (вода заменяется песком, горы - камнем и т. д.). Особенно этот стиль получил развитие в Японии, Китае, Корее.
|