Технология строительства
Тендеры    ||    Маркетинговые исследования    ||    Типовые проекты домов
Система нормативных документов в строительстве

Система нормативных документов в строительстве

Строительство во всем мире регламентируется системой нормативных документов. Некоторые развивающиеся страны не имеют своей системы стандартов, но они обычно широко используют стандарты развитых стран. Например, в многих африканских странах широко используются стандарты Франции, Англии, США. Чаще всего, однако, такие государства берут за основу стандарты какой-либо развитой страны, и корректируя их применительно к своим условиям, принимают их как свои национальные стандарты.

Кроме национальных стандартов существуют Международные стандарты по общим наиболее важным вопросам строительства. Их составляет Международная организация по стандартизации ISO, привлекающая для этого экспертов из различных стран. Цель таких стандартов - унифицировать терминологию и общие принципы решения наиболее важных задач на базе достижений мировой науки.

Международные стандарты являются ориентирами, по которым составляются внутригосударственные (национальные) стандарты. В большинстве случаев в вопросах строительства международные стандарты не обладают свойством "прямого действия", т.е. для конкретного инженера они становятся правилами только после того, как будут сформулированы в виде национальных норм его страны.

Государства СНГ также составляют общие "межгосударственные" стандарты ГОСТы. Они могут обладать "прямым действием", т.е. не нуждаться в дублировании национальными нормами, если данное государство СНГ признает этот стандарт и издает соответствующее постановление.

Зарубежные строительные нормативные документы могут носить обязательный и рекомендательный (т.е. необязательный) характер. Документы, носящие обязательный характер называются техническими (строительными) регламентами. Зарубежные стандарты же носят рекомендательный характер, если только на них не имеется ссылки в техническом регламенте или в конкретном контракте на производство строительной продукции.

В мировой практике существует два принципа стандартизации (нормирования) технических решений:

  • регламентация конечного результата при свободе выбора путей достижения такого результата (иными словами "действуй как хочешь, но конечный результат должен удовлетворять перечисленным требованиям")
  • регламентация самого пути получения требуемого результата (т.е. <<действуй, как требует стандарт, и получишь нужный результат>>)

 Два принципа нормирования технических решений

Первый принцип существенно облегчает применение новых подходов, учета последних достижений науки, но он усложняет работу инженера, которому нужно самому искать и критически отбирать нужную литературу, всевозможные пособия, справочники.

Второй принцип, напротив, резко упрощает работу инженера, снимает с него ответственность за многие принимаемые решения (если они соответствуют обязательным требованиям нормативных документов). Однако он сильно усложняет применение новых подходов, ибо любое новшество неизбежно входит в противоречие с существующими нормами, что создает проблемы, если эти нормы носят обязательный характер. Переработка же нормативных документов в соответствии с достижениями науки всегда является сложной и длительной процедурой.

Многолетняя практика показывает, что необходимы оба подхода, но оптимальные условия создаются, когда первый принцип (т.е. регламентация конечного результата) превалирует в обязательных нормативных документах, второй (регламентация действий) - в рекомендательных документах. В быв. СССР до 80-х годов все нормативные документы по строительству были обязательными, но в дальнейшем, начиная с 80-х годов, в нормах и стандартах стали появляться пункты, разделы, приложения, носящие рекомендуемый характер. Однако большая часть пунктов любого нормативного документа 80-х годов, как правило, носило обязательный характер. При этом во всех строительных нормативных документах явно превалировал второй принцип. Это неблагоприятно отражалось на внедрении новейших достижений строительной науки в практику, что было серьезным недостатком существовавшей системы.

В 1993-1995 годах в России была проведена коренная реформа системы стандартизации, сущность которой состояла в "гармонизации" ее с действующей международной системой. Эта реформа охватила и строительную отрасль. Госстрой России принял основополагающие нормативные документы по стандартизации, среди которых главная роль принадлежит СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве". Принятый СНиП четко разграничил обязательные и рекомендательные положения нормативных документов, устанавливал, какие документы должны иметь только обязательный или только рекомендательный характер, какие могут содержать оба вида положений. Документы обязательного характера должны теперь строиться по первому принципу, рекомендательные - по второму. Уменьшено число видов нормативных документов, более четкой стала связь между названием документа и характером его положений.

Начата постепенная переработка действующих нормативных документов в строительстве, количество которых исчисляется примерно двумя с половиной тысячами наименований. Естественно, что это большая и сложная работа, которая даже при благоприятной экономической обстановке в стране, т.е. нормальном финансировании, потребовала бы нескольких лет. В сложившихся же условиях экономического кризиса переработка нормативных документов идет очень медленно. Работа усложняется тем, что природные условия строительства в нашей стране, сложившиеся традиции имеют свою специфику, поэтому попытки механически переносить зарубежный опыт на российскую действительность чаще всего дают совершенно не те результаты, которые от них ожидаются. Тем не менее переработаны уже многие нормативы, особенно по инженерным изысканиям, хотя полная переработка системы нормативной документации в строительстве, по-видимому, потребует еще многих лет.




 
Ресурсы в помощь: