Технология строительства
Тендеры    ||    Маркетинговые исследования    ||    Типовые проекты домов
Малые сады общегородского значения и жилой зоны. Проектирование малого сада, особенности композиции в зависимости от функционального назначения

Площадки для детей, отдыха взрослого населения, спортивные и хозяйственные площадки

При размещении площадок вдоль пешеходных трасс хорошо отделять площадку от дороги входной аркой, декоративной стенкой или перголой, чтобы изолировать отдыхающих. Для такого отдыха могут быть непосредственно использованы и аллеи не транзитного значения. Их можно разнообразить разными приемами благоустройства и озеленения. Аллеи бывают тенистые и солнечные, березовые, липовые и смешанные, крытые (по принципу старинных проходок) с каркасом, к которому прикрепляются ветви деревьев или который обвивается вьющимися растениями, водяные аллеи с установкой фонтанов с распылителями воды. В аллеях могут быть устроены ниши, окаймленные кустарником или декоративными стенками. Аллеи для отдыха лучше устраивать криволинейной формы, с тем, чтобы создать замкнутые перспективы и ощущение изолированности. Так же как и на площадках, в аллеях для отдыха большое внимание уделять замощению.

Игровые площадки являются элементами любого сада как в городском парке, так и в жилой зоне. Их можно подразделить на спортивные площадки, предназначенные для занятий спортом всех возрастов, и на специально детские игровые площадки.

Спортивные площадки, предусмотренные по нормативным данным (1,5-2 м2 на 1 жителя), подчинены определенным законам построения и требуют от проектировщика только умелого и удобного размещения с учетом рельефа, ориентации и условий достаточной изоляции от мест для тихого отдыха и прогулок, а также от окон жилых зданий.

Спортивные площадки лучше группировать по нескольку штук вместе, без разрывов. Это обеспечивает лучший уход за ними. Деревья и кустарники следует располагать на достаточном расстоянии от площадок, для того чтобы предохранить их от повреждений. Лучше всего спортивные площадки ограждать металлической сеткой с посадкой вью¬щихся растений. Такая сетка создает хороший плотный фон, улучшающий видимость мяча (особенно для теннисных кортов). Применяя устойчивые газонные покрытия, можно создать красивые лужайки для всевозможных игр и некоторых видов спорта. Уменьшение площадей с жесткими, пылящими покрытиями улучшает гигиенические условия спортивной площадки.

Особую изобретательность в смысле планировки и решения отдельных пространств и деталей можно проявить в проектировании детских игровых площадок как в жилом дворе, малом саду, в городском парке, так и в любом объекте городского озеленения. Детские площадки проектируются обычно трех типов — для детей ясельного, дошкольного и младшего школьного возраста. При этом нужно учитывать возрастные особенности детей. Для младшего возраста достаточно устроить площадку или лужайку для игр, ящик с песком, водоем в виде небольшой ванночкибассейна или бетонной чаши с водой, низкие качели, грибки и скамейки (высокие для взрослых, низкие для малышей). Старший возраст требует больших пространств для игр и более сложного оборудования. Нужны большие лужайки для подвижных игр, спортивные городки, плескательный бассейн, затененные места для спокойных игр и занятий, площадки с игровым оборудованием: лианами, качелями, горками, каруселями, бумами и т. д.

Здесь нужно максимально использовать как искусственные, так и природные факторы с тем, чтобы придать играм детей наибольшую занятность и привлекательность. Эти элементы следует вводить в игровое пространство таким образом, чтобы одна игра не мешала другой, и чтобы дети соответственно своему возрасту могли полностью использовать все возможности участка. С этой целью следует создать игровое пространство для детей всех возрастных групп, которое удовлетворяло бы их игровые запросы. Достаточный выбор разнообразных игр стимулирует детей к игре. Игровые установки должны быть на высоком уровне с точки зрения эстетического воздействия. Необходимо предусмотреть игры свободные и игры, связанные определенными правилами. Кроме того, нужно подумать и о том, чтобы ребенок смог создать свой собственный изолированный мирок. Эти игровые установки должны требовать определенного образа действия, должны способствовать развитию умений и навыков детей. Игровое воспитание, присмотр в процессе игры должны не только соответствовать игровым потребностям детей, но и способствовать развитию у них умений и навыков, «игровой образ мыслей», готовность помочь, честное отношение к правилам.

Игровые зоны, организуемые на площадках для игр, их оборудование и различные сооружения могут быть естественными, т. е. созданными самой природой, - склоны, холмы, ручьи, водоемы, кустарник, деревья и т. п., и искусственными, т. е. созданными человеком. К ним относятся: специальное место, где дети могут играть с песком, водой, игрушками, небольшая спортивная и игровая зона, место и приспособления для занятий легкой атлетикой, место, оборудованное гимнастическими снарядами, детская деревушка, площадка для свободных игр, открытая сцена, уголок рассказчика, площадка, где обучаются правилам уличного движения, цветники и лужайки для детей, треки для катания на самокатах, горка для катания на санях и т. д.

Каждая площадка для игр должна отвечать определенной задаче, служить определенной цели; нельзя создавать площадки, функциональное назначение которых неясно. Выбор различных зон, правильный выбор места для площадки, подбор сооружений и оборудования зависят от количества и типа существующих площадок, от размеров отведенного под площадку участка, от степени застройки местности, а также от плотности и структуры населения. Площадка для игр и отдыха может быть спланирована и оборудована таким образом, что, либо ею пользуется только какая-то одна возрастная группа, либо она отвечает требованиям только одной игры - спокойной или подвижной.

Детские площадки жилой зоны разделяются на три категории: площадка для детей ясельного возраста (из расчета 15 детей на 1 га зоны жилой застройки при норме 7 м2 игровой площадки на 1 ребенка), площадка для детей дошкольного возраста (из расчета 13 детей на 1 га зоны жилой застройки при норме 12 м2 на 1 ребенка) и площадка для детей младшего школьного возраста (из расчета 20 детей на 1 га зоны жилой застройки при наибольшей норме 14,75 м2 на 1 ребенка). Для старшего школьного возраста предназначаются главным образом спортивные площадки, хотя, если игровые площадки будут интересно оборудованы, они смогут привлечь и большее количество школьников разного возраста.

В городских парках всех категорий детские уголки могут быть устроены по тем же принципам, что и в жилой зоне, но они объединяются в более крупные «игровые секторы». Отведенный под площадку участок нужно использовать рационально. Каждая игра требует специально приспособленного и оформленного пространства.

Такие спортивные игры, как футбол или волейбол, могут быть организованы только на большом поле, свободном от мешающих игре предметов (например, деревьев) и окруженном «безопасной зоной». Изобразительные игры требуют изолированного от других игровых секторов пространства. Участок можно считать рационально использованным, если размеры, оформление и оборудование игровых помещений соответствуют характеру игры. Рациональное использование означает также, что естественный рельеф местности (холмы, впадины, растительность) будет сохранен. Только спортивные сооружения (площадки для подвижных игр с мячом, треки для катания на роликовых коньках, легкоатлетические площадки) требуют спланированного участка.

Максимальное использование участка не всегда означает то, что на нем нужно разместить как можно больше игровых секторов. Максимальное использование участка - это не гонка за количеством игровых секторов, а разностороннее использование игровых возможностей, т. е. создание многоцелевых игровых секторов, многоцелевого оборудования. Так, в предназначенном для игры помещении можно заниматься в кружках «умелые руки», петь, танцевать, играть, На поле с жестким покрытием можно кататься на роликовых коньках, на самокатах, играть в мяч и танцевать.

Максимальное использование означает также возможность посещать большие площадки для игр в течение всего дня в любое время года. Они должны по возможности соответствовать потребностям и наклонностям нескольких возрастных групп. Каждая площадка должна иметь такие игровые секторы, которые позволяют организовывать игры и в плохую погоду. Немаловажную роль играет освещение игровых секторов в вечерние часы.

В любом игровом секторе детям должно быть предоставлено широкое поле деятельности, чтобы они, не встречая никаких помех, полностью могли отдаться игре. Это требование может быть выполнено, если будет соблюдена достаточная изоляция одного сектора от другого и в то же время, если они будут рационально подчинены друг другу. Изоляция игровых секторов и одновременная их взаимосвязь определяются характером игры и места, отведенного под тот или иной сектор. Спортивно-игровые секторы необходимо изолировать от тихих, спокойных секторов. Для того чтобы создать интересную и рациональную планировку каждого сектора, архитектор должен хорошо продумать размещение отдельных площадок совместно с педагогом, пионервожатым и родителями.

 
Ресурсы в помощь: