Технология строительства
Типовые проекты домов
Малые сады общегородского значения и жилой зоны. Проектирование малого сада, особенности композиции в зависимости от функционального назначения

Архитектурно-художественный и декоративный облик малого сада

Размеры малого сада делают его архитектурно-художественный и декоративный облик отличным от традиционных парков и садов. В малом саду искусственные мотивы всегда преобладают. Здесь пространство ограничено, усложнено; создаётся интимность, напоминающая пространство интерьера; движения по существу нет, а есть статическое восприятие пейзажа, при котором человек ощущает всё разнообразие, контрастность форм и приятную неожиданность в решении суммы отдельных пространств, из которых состоит сад.

В малом саду достигается максимальное разнообразие в размещении растительности. В декоративных качествах растительности особую роль приобретают фактура и цвет листьев, ствола, ветвление каждого дерева, яркие тона цветов. Особое значение приобретают покрытия, малые формы, свет, тень, блеск воды.

Современные стили малого сада - это эстетика и индивидуальность. Планировка, использование определенных растительных форм и сочетаний, типа мощения и оборудования, определяют выбор и характер современного стиля малого сада. Садовый стиль следует за изменением архитектурных стилей, но значительно отстает от них.

Особую роль при разработке проекта малого сада играет рельеф. Занижение и завышение территорий создает микрорельеф, который может изолировать отдельные пространства, усиливать композиционные точки и помогать ориентации на участке. Каменная горка с цветами, зеленый холмик с мягкими склонами, покрытыми газоном, плоские террасы геометрических или криволинейных форм и, наконец, просто отдельные заниженные площадки помогут придать разнообразие решению пространства малого сада. При разнице в уровнях очень важным элементом сада являются лестницы. Так же как и покрытия, они могут быть сделаны из различных материалов - кирпича, каменных блоков и дерева. В сочетании с камнем, цветами, ампельными и стелющимися растениями такие лестницы будут украшать сад, придавая ему живописность.

Особенно следует рекомендовать применение круглых деревянных торцов, как для лестниц, так и для небольших площадей покрытий на участках для детских игр. Нарезанные круглые бревна, уложенные на песчаное основание, создают прекрасное покрытие. Оно может служить для игр, на нем можно сидеть, оно приятно для глаз, так как хорошо сочетается с поверхностью земли, стволами деревьев, фактурой листьев и цветов.

Большой декоративный эффект в малом саду имеет устройство каменистых участков, создающих очень интересную пластику рельефа. Для этого можно использовать откосы и подпорные стенки или насыпать искусственные горки и холмы. Каменистые сады целесообразно устраивать на освещенных солнцем склонах. На каменистых участках высаживаются кустарники, луковичные, многолетние цветочные растения, папоротники, мхи и почвопокровные растения. Следует избегать особо высокорослых и пышно цветущих растений.

На малой площади можно сконцентрировать большое количество растений с разнообразными листьями и цветами; декоративный эффект увеличивается умелым подбором камней. Достоинство каменистых садов заключается в том, что неудобные по рельефу участки (откосы, выходы каменной породы и пр.) можно сделать интересными, применив сочетания травянистых растений и кустарников с камнем и пластичной обработкой рельефа. Кроме того, такое озеленение является и экономичным, так как основу его составляют малотребовательные многолетники. Мотивы каменистых садов даже в пределах средней полосы весьма разнообразны. Могут быть выходы осадочных пород слоями по склону, валунные нагромождения, живописные валуны или плитняки на перепадах рельефа и пр.

Природные факторы должны подсказать решение каменистого сада. Искусственное террасирование склона может дать интересный фон в виде каменных стен. Размещая камни, следует учитывать рельеф и стараться придать их группировкам естественный характер. При употреблении плитняка его слои должны быть расположены в одном направлении и под одним углом как при природном обнажении. Особо красивые камни, покрытые мхом или лишайником, следует укладывать на видные места. Камни должны быть разнообразными по типу и величине, но не слишком мелкие. Одинаковые и мелкие камни образуют монотонные группировки.

Большое значение в композиции малого сада имеют водоемы. В ограниченном пространстве с густой зеленью водоем кажется глубоким, а на открытой поляне он приобретает цвет неба. Создаваемые водой звуки - рокот водопада, журчание ручья, плеск фонтана - усиливают эмоциональное воздействие на человека. Достоинством спокойных водоемов является способность отражать расположенные вблизи элементы сада: деревья, кусты, архитектуру, малые формы.

В зависимости от характера ландшафта водоемам в малых садах придают форму горных озер или создают иллюзию моря, берега которого усеивают галечником и камнями-скалами, украшают посадкой водяных растений. В этом случае избегают мостиков, соединяющих водоемы с материком.

Водоемы и ручьи
Водоемы и ручьи

При устройстве озер (за исключением маленьких бассейнов для рыбок) не создают прямолинейных очертаний, а стараются воспроизвести изгибы естественных природных берегов. Если источник получения воды искусственный, его тщательно маскируют. Для очертаний прудов рекомендуются такие формы, как иероглиф «сердце», облако, тыквенная бутылка и т. д. В композиции малого сада используют два каскада: высокий и дополняющий его низкий.

Существует четыре основных типа островов в водных ландшафтах малого сада:

  • морской остров обычно располагают в центре озера, придавая ему вид черепахи
  • остров, обуреваемый ветрами, является иллюзией океанического острова
  • спаренные острова располагают вместе, больший из них - на переднем плане ландшафта. Доступ к нему организуется мостом или земляным перешейком. Если позволяют размеры, на нем сооружается беседка
  • остров, сооруженный в глубине сада, соединен с берегом мостиками.

На островах первых двух типов отсутствуют речные растения, а их берега усыпаны песком, раковинами, морской галькой. Каждый из островов должен быть спланирован таким образом, чтобы его не заливала поднявшаяся в половодье вода.

Малый сад может содержать два острова, соединенные мостами-кладками. Кривая береговой линии озера оформлена каменными композициями и группами деревьев. Камни разных размеров придают масштабность объемно-пространственной композиции малого сада. Озеро, делимое живописными островками с причудливыми кронами сосен, каменные обрамления островков, соразмерный фонарь и ограда из бамбука придают всему фрагменту малого сада необходимую пространственную организацию. Зеркало воды объединяет все это малое пространство в единое целое. Небольшие водоемы применяются в современных малых садах при общественных зданиях.

Важным приемом в композиции является выделение части пространства вертикальным ограждением. В малых садах из большого многообразия малых архитектурных форм наиболее распространены: ограды, скамьи, декоративные вазы, садовая мебель, светильники, скульптура, питьевые фонтанчики, фонтаны, бассейны, беседки и павильоны.

Архитекторами решается задача по созданию новых малых архитектурных форм для оборудования садов и площадок, архитекторы создают в разных районах города интересные композиции на детских площадках, возле памятников архитектуры, в уголках отдыха. Появляются образцы садовой мебели из прочных материалов, светильники, садовая скульптура, вариантные типы оград, входов в сад и т. д.

В ландшафтной композиции малого сада важное значение имеет правильное размещение малых форм. Например, в Японии каменный фонарь стал неотъемлемым элементом каждого малого сада. В саду фонари ставят в определенных композиционных точках в комбинации с камнями, кустарниками, деревьями и прудами: у подножия горы, на острове, на берегу озера, около входа, у колодца и т. д. Фонари освещают сад и служат архитектурным элементом, приятно контрастирующим с естественной природой. Они должны быть соразмерны с пространством, в которое вписываются. Различают два типа фонарей: на подставках и на ножках.

Каменный фонарь на подставке состоит из следующих элементов: основания, пьедестала, держателя для светильника и навершия. Фонари, у которых отсутствует основание, верхушка и пьедестал, располагают прямо на земле. Существуют фонари, пьедестал которых состоит из одной, двух, трех и четырех ножек. Красивые и пропорциональные светильники в малом саду придают своеобразие композиции, выделяют светом и цветом предметы малого пространства.

Место установки фонаря выбирают на берегу водоема. Грибовидную форму согласуют со стволами деревьев. Камни береговой линии контрастируют с вертикалью, а высокий кустарник на противоположном берегу уравновешивает ограниченное пространство малого сада.

Фонарь-светильник располагают у мостика перед чайным домиком. Он органично вписывается в окружающую среду, композицию дополняет криволинейный мостик-кладка. Такие фонари компонуются с вертикальными камнями па открытом пространстве, огражденном архитектурными объектами и высокой зеленью. Каменный фонарь как архитектурная форма широко используется в современной ландшафтной архитектуре.

В малых садах широко используются каменные пагоды. Их форма силуэт близки к природной форме хвойного дерева, поэтому они удачно компонуются в садах и парках. Как доминанты пагоды располагают на возвышенных точках сада в окружении деревьев и кустов, придавая определённую масштабность всему саду.

Элементом малого сада служит и такой утилитарный предмет, как сосуд для воды. Окруженный камнями, фонарями и кустарниками, он создает законченную художественную композицию.

В садовом искусстве большое внимание уделяется подступам к усадьбе и проходу, ведущему от ворот к фасадной двери, так как именно это формирует первое впечатление посетителя. Никогда не создается прямолинейный подход, сразу раскрывающий вход в дом: его решают в виде простой кривой или зигзагообразной линии. Подходную дорожку обсаживают зеленью, усилив композицию несколькими камнями (большое количество камней в малом саду излишне, так как это снизит художественные достоинства решения). Если позволяют масштабы, проезд для машины трассируют в виде петли, внутреннее пространство которой засаживают вечнозелеными деревьями и кустарниками, чтобы не просматривалась входная дверь.

Большое значение в малоэтажном строительстве имеет художественное решение территории перед домом в соответствии с его архитектурой. Каменная дорожка направляет посетителя к калитке или непосредственно к крыльцу дома. Входная калитка и поворот дорожки дополнительно акцентируются каменным фонарем. Садовые калитки, находящиеся на усадьбе, расчленяют пространство, зрительно увеличивая его. Используя принцип «заимствования пейзажа» калитки делают прозрачными или вовсе открытыми.

Изгороди, калитки и ворота чаще всего делают из местных материалов как сплошными, так и сквозными. Здесь проявляются оригинальный вкус и большая выдумка народных умельцев. Приемы использования национальных традиций при решении оград и входов часто встречаются в Украине, в Польше.

В малых садах находят применение мосты и мостики через многочисленные ручьи и протоки. Они могут быть бамбуковые, деревянные или каменные (длинная плита прямолинейного или криволинейного очертания.

Мостик нельзя рассматривать как изолированный элемент сада. Он входит в комплекс малых архитектурных форм. Мостики более позднего происхождения носят в себе элементы искусственности, более точно очерчены и имеют бортовые элементы с водоотводом. Их основной задачей является создание удобной видовой точки. Мостики криволинейного очертания создают приятный контраст с горизонталями крыш и водными поверхностями. При значительных пролетах на них устраиваются перила. В малых садах встречаются мосты сложной формы, в виде кривой или полукружия с арочным проемом. Входы на них акцентируются фонарями.

В пространственной композиции сада важная роль отводится арочному мосту. В центре сада устанавливаются крытые мостики, где можно укрыться от знойного солнца или дождя.

Выдумку и фантазию проявляют садовники при устройстве простых мостиков-кладок через ручейки и протоки. Для акцентирования таких мостиков используются вертикальные камни, вокруг которых организуется пространство. Мостики-кладки хорошо вписываются в пространственную композицию малого сада. Особое внимание в композиции мостика-кладки уделяется опорам, обрамленным камнями и кустарниками. Горизонталь мостика гармонирует с устоями открытой галереи, перекинутой через озеро. Законченную композицию представляет мостик-кладка с камнями, кустами и фонарем в саду.

В современных садах встречаются зигзагообразные мостики искусственной кладки. Удачно решены мостики в Главном ботаническом саду в Москве, например, мостик криволинейного очертания с низкими бортами в одном из уголков сада, композицию которого обогащают камни и кустарники, окружившие его. В решении пространственной композиции малого сада принимают участие беседки и павильоны. Важно точно определить место их расположения и найти выразительную форму. Сама природа как бы предопределила место и форму павильона напротив двух островков с камнями и низкорослыми соснами. Высокая крыша дополняет картину рельефа, завершая архитектурно-пространственную структуру уголка сада.

Сооружения из местных материалов отлично компонуются с камнями и другими природными формами. Эти приемы можно рекомендовать к использованию в современной ландшафтной архитектуре.

Одной из характерных черт садово-паркового искусства малого сада является использование естественных камней в композиции сада. Особое внимание уделяется их формам и пропорциям, которые определяют породы деревьев и размер малых форм, размещенных в саду. Для создания каменных композиций малого сада рекомендуют пять основных форм камней. Они могут быть сгруппированы по-разному. Изменяя положение отдельных компонентов, из трех камней, например, можно создать восемь вариантов каменных композиций, из двух камней - десять вариантов. Самые живописные композиции можно составить из пяти основных камней под деревьями. Этот прием следует рекомендовать для использования в современной ландшафтной архитектуре. Ставят или укладывают камни в наиболее возможном естественном положении. Композиция из пяти кам¬ней под деревьями впечатляет своей монументальностью, пластичностью и соразмерностью.

Оригинально может быть решена композиция из камней на воде, отражение которых просматривается сквозь тончайшие ветви ивы. Для использования в современном садовом искусстве можно рекомендовать композиционную схему устройства водопада, где центральное место занимает отвесный зеркальный камень, по которому падает вода. Справа и слева от него расположены фланкирующие камни, контрастные по форме и размерам. У их подножия па переднем плане размещены, камни основания, также разные по размерам и создающие глубинную композицию. Над зеркальным камнем положен камень, разделяющий водные потоки, у подножия водопада ему соответствует камень, разделяющий волны и струи водопада.

Расположение сада внутри жилого массива обусловливает создание в нём транзитных пешеходных трасс, позволяющих пересекать сад в необходимых направлениях, и изолированных друг от друга тихих уголков для отдыха.

В ограниченном пространстве малого сада особенно тщательно должна быть продумана циркуляция движения. Для переходов через воду могут быть использованы вышедшие из употребления каменные предметы (жернова, устои). В современных садах применяются каменные дорожки, узорно вымощенные искусственными и естественными камнями. Утопленные в газон, они создают живописные композиции: светлые плиты хорошо видны на тёмном мху даже в ночное время.

Пересечения маршрутных дорожек обычно располагаются в композиционных точках сада. Кроме камней-дорожек, применяются и щебеночные, позволяющие прогулки при любой погоде. Отсутствие поребриков, или бортовых камней органично связывает дорожку с газоном, зрительно увеличивая ограниченное пространство.

 
Ресурсы в помощь: