Технология строительства
Тендеры    ||    Маркетинговые исследования    ||    Типовые проекты домов
Функционально-пространственная организация городского парка

Классификация парков по пешеходной доступности.

Устройство внутрипарковых дорог и организация транспорта

Озеленяемые территории при новом строительстве и при реконструкции сложившейся застройки должны обеспечивать нормальное функционирование ландшафтно-рекреационных объектов - парков и садов. При этом основным показателем их эффективной работы является беспрепятственное посещение горожанами в любое время года. В связи с этим парки классифицируют согласно СНиП 2.07.01-89 по доступности следующим образом.

Классификация парков и садов по пешеходной доступности

Объекты Минимальная площадь, га Размещение объектов Норма высева, кг/га Временная доcтупность, мин
Общегородские парки культуры и отдыха 15 В селитебной зо-не города 5,0 20, на транспорте
Общегородские парки культуры и отдыха 15 В селитебной зоне города 5,0 20, на транспорте
Районные парки 10 В пределах района 2,0 10, на транспорте
Специализированные парки 3 В селитебной зоне и на смежной с ней территории Не нормируется В пределах 30 на транспорте
Сады жилых районов 3 В жилом районе 1,5 15 - 20 для пешехода
Специализированные сады 1 В селитебной зоне Не нормируется Не нормируется
Скверы 0,5 В городской застройке Не нормируется Не нормируется
Бульвары Ширина не менее 18 м На главных и пешеходных улицах и набережных Не нормируется Не нормируется

Трассировка проезжих и пешеходных дорог внутри парка - один из главных элементов в композиции генплана парка. Дороги проложить нужно так, чтобы, во-первых, не принести ущерба природным ценностям, а во-вторых - обеспечить условия изучения природных особенностей и, в третьих, создать соответствующие условия для осмотра экскурсантами достопримечательностей и для отдыха посетителей.

В определении направления, ширины поворотов каждой дороги, ритма остановок должны быть учтены эстетические особенности территории путём создания как коротких, так и глубоких протяжённых перспектив, а также открытых взору больших пространств с использованием освещения солнцем наиболее интересных пейзажей в различные часы дня.

Композиция дорожной сети парка строится с таким расчётом, чтобы подводить посетителя к наиболее живописным местам. Так как для создания полноценных во всех отношениях растений требуются многие годы, то очень важно сохранять растительность. Иногда существующий густой массив на территории парка достаточно прорезать одной аллеей, чтобы вдоль неё создать уголки отдыха, оформленные цветущим кустарником. В других случаях в массиве устраивают сеть узких прогулочных дорожек свободного очертания.

Прокладывая дороги и размещая сооружения в соответствии с понижениями и повышениями рельефа, создают более выразительную парковую композицию. К объектам массового посещения должны вести прямые дороги, обеспечивающие быструю и удобную связь этих объектов с входами. В районах же малой посещаемости дороги могут быть более узкими и извилистыми.

Живописные дорожки из плоских камней или бетонных плит соединяют места отдыха с главными подходами. Центральная дорожка может быть с изгибами - это придаёт ей прогулочный характер. Направление осей изгибов должно согласовываться с композициями камней, деревьев, кустарников.

В крупных парках площадью свыше 200-300 га возможна организация внутри паркового транспорта.

 
Ресурсы в помощь: