Технология строительства
Тендеры    ||    Маркетинговые исследования    ||    Типовые проекты домов
Архитектурно-эстетичесуая организация территорий. Природа и архитектура композиции

Краткий исторический обзор садово-паркового строительства

Сады и парки, как форма синтеза природы и различных искусств, были связаны с историческими стилями, развивались во взаимосвязи с развитием философии, литературы, с эстетикой быта, живописью, архитектурой, музыкой и выражали изменяющееся в каждую эпоху отношение человека к природе.

Садово-парковое искусство в рабовладельческую эпоху возникло при культовых сооружениях, дворцах правителей и усадьбах знати. С одной стороны, в дохристианскую эпоху формировалось представление о загробном царстве как самом прекрасном месте, необыкновенном саде. С другой стороны, сад трактовался как модель мира.

В Древней Греции классического периода симметрично посаженными деревьями нередко окружались храмы (Гефестейон в Афинах, вторая половина V в. до н. э.), иногда и центры городской жизни (например, афинские агоры). Регулярные сады - герооны, украшенные колоннадами и скульптурой, предназначались для спортивных состязаний в память погибших героев. Сады и парки были не украшением царских дворцов, а общественным достоянием, местом спортивных состязаний и занятий, бесед и общения граждан.

Древнеримские сады, обычно окруженные колоннадами, выделялись взаимосвязью природных и архитектурных форм. Большую роль играли искусственные водоемы, фонтаны, подстриженные деревья и кустарники, а также малые формы - легкие трельяжные изгороди, беседки и перголы, декорированные вьющимися растениями. Типичными были садики перистилей - прямоугольных дворов, окруженных крытой колоннадой, которые служили составной частью многих античных жилых и общественных зданий.

Нa формирование садов оказали влияние известные в то время труды античных авторов. Крестовые походы познакомили средневековую Европу с чрезвычайно богатым культурным достоянием Ближнего Востока - Византии, Египта и арабских стран (шахский «рай» в Персии, мавританские сады в Испании). Путешествия Марко Поло (1260-е годы) открыли Европе садово-парковое искусство Пекина.

На завоёванном арабами Иберийском (Пиренейском) полуострове в VIII-XII вв. сложился тип испано-мавританского сада. Главный архитектурный ансамбль Гранады - Альгамбра, основная часть построек которого относится к XIV в., поражал богатством интерьеров. В архитектуру дворца органически входили вода и растения: бьющие из фонтанов сверкающие cтpyи оживляли и дополняли ритм колоннад, которые отражались в зеркальной поверхности водоемов.

В Китае в Х-XIII вв. были распространены маленькие декоративные сады, воспроизводившие мир естественной скромной природы состоявшие из искусственных тихих водоем, заросших лужаек и скал с будто случайно приютившимися в живописных местах легкими деревянными беседками. Самый значительный ан-самбль XV-XVII вв. - это Императорский двор в Пекине с садами и парками.

Оформление многообразных декоративных садов Японии в XIV-XV в.в., в том числе «сухих» (из гальки и камней), стало своеобразным видом искусства. В соответствии с буддийским учением они воспроизводили на маленьком клочке земли картину большого мира: океаны с островами, горные потоки, леса, долины и ущелья.

Гуманистическая культура европейского Возрождения (XIV-XVI вв.) носила светский характер. В искусстве появились историческая и пейзажная живопись, самостоятельная «круглая скульптура». Творчество А. Палладио (вилла Тонда близ Виченцы, 1551-1567 гг.) и его трактат «Четыре книги об архитектуре» (1570 г.) оказали огромное воздействие на развитие архитектуры классицизма в Англии, Франции и России.

Эпоха возрождения и барокко ознаменовали расцвет садово-паркового искусства. Максимально использовались особенности природы и климата, архитектура и планировка садов повторяли архитектуру и планировку роскошных вилл и дворцов. Получили распространение террасированные сады, искусная обработка рельефа, сложные водные системы, смелое использование всех форм растительного материала как «зелёной архитектуры», стрижка и формовка растений на основе знания их свойств.

В XVIII веке, в эпоху Просвещения, целью искусства было подражание природе, но природе идеальной, упорядоченной и усовершенствованной в духе античности. В восприятии пейзажа ориентировались на классическую пейзажную живопись.

Пейзажные сады, получившие распространение ещё в эпоху Ренессанса, существовали в Англии как чисто духовное явление. У его истоков стояли поэты, художники, философы.

На становление пейзажного парка оказали влияние и археологические исследования, и изучение античных памятников. Таким образом, пейзажный парк возник на фоне английского классицизма.

В России возрождение и открытие античности переживалось с удвоенной силой и глубиной. Русское садово-парковое искусство, развиваясь в рамках общеевропейского стиля, в то же время отличалось неповторимым своеобразием, специфика которого состояла в ускорении прохождения стилевых этапов.

Развитие классицизма в России привело к более сложной планировочной структуре сада. В природе выше всего ценились не тронутые рукой человека романтизированные «устрашающие» черты: скалы, пропасти, водопады, камни, «дикие пейзажи». Садово-парковое искусство XIX века дало принципиально новые формы - натуральные сады и городские и загородные общественные сады и парки. Их развитие было связано с архитектурными решениями мест народных гуляний и выставочных комплексов.

В России общественные сады и парки возникли ещё в XVIII веке. Они стали единственным местом отдыха небогатого городского населения и наряду с выставками способствовали созданию праздничной среды.

В XX веке появляются новые объекты садово-паркового искусства - это спортивные и развлекательные парки, луна-парки, парки-выставки, исторические и т. д.

В современном садово-парковом искусстве преобладают свободные пейзажные построения, основанные на художественной интерпретации естественных ландшафтов с включением регулярно спланированных фрагментов территорий. Идея и форма осмысления паркового пространства попрежнему зависят от системы взглядов на природу и её восприятия, образа жизни современного человека, от масштабности всей территории, композиции её внутреннего пространства.

 
Ресурсы в помощь: