Цель бизнес-плана - спланировать хозяйственную деятельность строительной организации на ближайшие годы в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. В прнродообустройстве бизнес-план должен разрабатываться в первую очередь с учетом решений, принятых в генеральных планах развития городов или сельских районов, целевых природоохранных программах, планах освоения новых территорий, Разработку бизнес-плана целесообразно вести в контакте с органами экологического надзора, научными учреждениями, занимающимися вопросами природообустройства, с местными органами исполнительной власти, которые могут выступать в роли заказчиков или инвесторов, с потенциальными спонсорами. Эффективными могут быть договоры (безденежные) о творческом сотрудничестве научных, проектных и производственных организаций, которые могул принимать участие в природообустройстве.
Хорошо разработанный бизнес-план способствует привлечению инвестиций в создаваемые, действующие и развивающиеся строительные организации или предприятия стройиндустрии.
Бизнес-план систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные с переменами внутри самой организации, ад рынке строительных услуг, в экономике страны в целом.
Основными задачами, решение которых связано с бизнес-планом являются: -
определение конкретных направлений деятельностн организации и ее места на рынке строительных услуг
- определения целей организации, стратегии и тактики их достижения
- определение ожидаемых финансовых результатов
- определение состава маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, ценообразованию, рекламе
- оценка экономических возможностей организации с точки зрения достижения поставленных целей
Центральными вопросами являются выяснение источников инвестирования и направлений, на которых следует концентрировать финансовые ресурсы.
Таким образом, бизнес-план должен, с одной стороны, позволять потенциальным заказчикам и инвесторам получать подробные представления об организации, с другой - помогать самой организации лучше обдумывать и взвешивать свои возможности.
Бизнес-план обычно состоит из разделов, показанных на рисунке.
В разделе "Возможности организации" в краткой форме приводятся основные сведения об организации, интересующие заказчиков: направления деятельности, цели, стратегии, типичные результаты работы. Приводятся данные об оснащенности организации квалифицированными кадрами, машинами, механизмами, средствами автоматизации, сведения об основных методах работы. Указывается, в чем именно отличие качества работ данной организации, от качества аналогичных работ у конкурентов. Приводятся примеры возведенных объектов. Потенциальные инвесторы и заказчики должны получить ответы на два ocнoвных вопроса:
- что они получат, имея дело с данной организацией
- какое при этом будет риск нерациональных затрат денег
В разделе "Виды работ и услуг" приводится номенклатура работ и услуг, которые организация может предложить заказчикам, указывается в чем именно состоит технологическое превосходство организации над конкурентами.
В разделе "Рынки сбыта" приводится анализ существующих рынков сбыта, оцениваются возможности и целесообразности создания новых рынков. Указывается, какой долей рынка уже удалось завладеть к настоящему моменту. Оцениваются запросы заказчиков, анализируются тенденции их изменений.
В разделе "Конкуренция на рынках сбыта" анализируются рыночная конъюнктура, стратегии и тактика конкурентов. Приводятся данные о количестве организаций, способных выполнять ту же работу, т.е. быть конкурентами, указывается, какими долями рынка они завладели.
В разделе "Плач маркетинга" излагается принятая стратегия маркетинга, принятая система ценообразования, указывается, каким образом намечается увеличивать объемы работ, и повышать репутацию организации. В системе ценообразования обычно принимается одна из следующих стратегий: -
высокое качество - высокие цены
- цена в зависимости от цен конкурентов
- низкие производственные издержки - низкие цены
Выбирается вид, рекламы (информативная, избирательная, сравнительная и т.д.).
В разделе "План производства» указывается производственная мощность организации, ее основные фонды, места и условия закупки материалов, изделий, конструкций, источники привлечения строительной техники и оборудования, способы планирования производства и контроля качества работ. Потенциальные заказчики должны убеждаться, что организация в состоянии выполнить планируемые объемы работ в нужные сроки и с требуемым качеством.
В разделе "Организационный план" содержатся сведения об организационной структуре и персонале, Излагается кадровая политика, система стимулирования труда управленческих работников.
В разделе "Правовое обеспечение" приводятся даты создания и регистрации организации, указывается, где и кем она зарегистрирована, по какому адресу, учредительные документы, форма собственности, информация об участниках, их доли, копки лицензий, копии договоров и другие документы подобного рода.
В разделе "Оценка рисков и страхование" приводится перечень возможных рисков с указанием вероятностей их возникновения и размеров возможного ущерба, организационные мероприятия по их профилактике и устранению, программам документы страхования.
В разделе "Финансовый план'' рассматриваются вопросы финансового обеспечения организации. Обычно в нем приводятся основные планы (отчеты) - оперативный план, планы доходов, расходов, движения денежных средств и балансовый отчет.
В разделе "Стратегия финансирования” обычно включается в бизнес-план при принятии решения о расширении строительной организации. В этом случае указывается, сколько требуется средств, где их можно получать, в какой форме, когда они окупятся.
|