Материально-техническое обеспечение строительства включает систему служб, обеспечивающую нормальную работу строительно-монтажных организаций путем использований возможностей промышленно-производственного и инфраструктурного звеньев существующей материально-технической базы.
В общем случае материально-техническое обеспечение строительства включает следующие сферы деятельности:
- систему снабжения стройки материалами, конструкциями, изделиями
- производственно-технологическую комплектацию, т.е. выбор последовательности поставок, распределение их по объектам, увязку с принятой технологией СМР
- складирование и хранение материалов и изделий
- инструментальное хозяйство и служба технологической оснастки
- ремонтно-механические службы
- транспортное хозяйство
На практике такие службы часто совмещают. Например, снабжение совмещают с комплектацией и транспортом. Инструментальное хозяйство, службу технологической оснастки объединяют с ремонтно-механическими службами (служба главного механика) и т.д. При больших объемах работ, напротив, отдельные службы выделяются в самостоятельные организации. Так возникают, например, автотранспортные парки, управления производственно-технологической комплектации, базы механизации и т.д. Если та или иная служба осуществляется самостоятельной организацией, то взаимоотношения с ней строятся по рыночным принципам, т.е. на договорной основе.
Научной базой материально-технического обеспечения является новая наука - логистика. Логистика - наука о планировании, управлении и контроле за движением ресурсов, кадров, информации и прочих материальных и нематериальных потоков. В логистике вводятся специфические понятия и математические модели, позволяющие в обобщенной форме решать вопросы организации производства, закупок сырья, его транспортировки, сбыта готовой продукции и т.д. Совокупность всех участников производства и потребления-, самих ресурсов, готовой продукции, средств транспортирования связи, внешней среды и т.д. объединяется в логистике под понятием логистической системы. Ищутся способы обеспечения эффективности такой системы, т.е. достижении наилучшего результата с наименьшими затратами. Имеется ряд концепций достижения таких целей. В основном они сводятся к организационным формам, при которых уменьшается или вообще упраздняется складирование материалов и полуфабрикатов, минимизируются транспортные затраты, сокращаются простои, обеспечивается устойчивость к различным изменениям внешней среды, в том числе спроса. Например, устанавливается такая система взаимосвязи поставщика сырья и производителя, при которой сырье и полуфабрикаты подаются непосредственно к месту производственного потребления в нужном количестве, в нужное время без складирования и т.д. Типичным другим примером может быть уже упоминавшаяся задача об оптимальных маршрутах перевозок материалов и конструкций, при которых минимизируются транспортные затраты, ускоряется процесс доставки и т.д.
В той или иной мере отдельные задачи логистики решались и ранее, до возникновения этой науки, однако в современной логистике они получили единую теоретическую основу, при которой открылась возможность эффективного решения множества новых, более сложных задач с учетом более широкою комплекса факторов.
|