Технология строительства
Тендеры    ||    Маркетинговые исследования    ||    Типовые проекты домов
Общие правила организации строительства

Система управления в строительстве

Сущность изменений, происшедших в строительстве при переходе на рыночные отношения

В дореформенный период в нашей стране система управления строительством была строго централизованной. При правительстве функционировал специализированный орган - Комитет по делам строительства (Госстрой СССР), ему подчинялись строительные министерства, министерствам - главки, главкам - тресты, трестам - управления и т.д. На всех уровнях распоря¬жения вышестоящей организации были обязательны для нижестоящей. Имущество строительных организаций находилось в государственной собственности. Выбор строительных объектов, система финансирования, система материально-технического снабжения, сроки сдачи объектов в эксплуатацию - все подчинялось жестким требованиям плановой экономики.

Такая система обеспечивала всеобщую управляемость, возможность широкомасштабного разделения труда со специализацией крупных производств. Однако она была инертной, плохо приспособляющейся к быстро меняющейся обстановке. Превалирование административных методов управления над экологическими затрудняло создание заинтересованности исполнителей в достижении высокого качества продукции, а различие интересов организаций разных министерств и ведомств затрудняло их взаимодействия на крупных стройках. В значительной мере такие недостатки компенсировались активным участием в управлении политических органов власти (областных, городских, районных партийных комитетов), которые по сути дела выполняли функции межотраслевых координаторов и гарантов плановой дисциплины. Однако это усиливало превалирование административных методов управления над экономическими.

В 90-е годы структура управления строительством была децентрализована. Ликвидированы все органы централизованного управления как на федеральном, так и на региональных уровнях. На федеральном уровне остался функционировать лишь один государственный орган - Госстрой РФ, который, в отличие от своего предшественника - Госстроя СССР, административными полномочиями по отношению к строительным организациям не располагал. Направлениями его деятельности стали общие вопросы технической политики, утверждение нормативных документов, типовой документации, финансирование наиболее важных научных исследований и т.д. Аналогичные органы появились у субъектов федерации. Например, в республике Башкортостан - это Министерство строительства и жилищной политики РБ.

Строительные организации приобрели большую административную самостоятельность, сами стали искать для себя работу, обеспечивать себя ресурсами, механизмами. Производственные отношения приобрели экономический характер, т.е. зависимость от вышестоящей инстанции сменилась зависимостью от потребителя, который платит деньги за строительную продукцию. Это изменило как номенклатуру строящихся объектов, так и сами строительные организации. Последние сократили свою численность, некоторые распались на более мелкие организации. Возникло множество мелких ремонтно-строительных предприятий численностью по несколько человек.

В течении 90-х годов организационно-правовые формы хозяйствования в строительстве, как и в других отраслях, претерпели довольно сложную эволюцию. Многократно менялась законодательная база, менялась трактовка многих понятий, в связи с чем учебная и справочная литература по этим вопросам заметно отставала от происходящих изменений. В настоящее время в Гражданском кодексе РФ (ввод в действие 1.01.95, полный переход -1.06.99) зафиксированы различные формы хозяйствования, основанные на всех существующих в РФ формах собственности, т.е. частной, государственной, муниципальной и смешанной. В качестве юридических лиц (коммерческих) выступают четыре вида хозяйственных субъектов.

 Виды коммерческих хозяйствуюхих субъектов в строительном комплексе Российской Федерации

Гражданский кодекс предусматривает также функционирование индивидуальных частных предприятий без образования юридического лица.

Хозяйственные товарищества могут быть "полными" и "на вере". Полные товарищества представляют объединения лиц, принимающих личное участие в делах товарищества и несущих ответственность по его обязательствам всем своим имуществом. Управление осуществляется по общему согласию всех участников, т.е. высшим органом управления товарищества является общее со¬брание его членов, на котором каждый участник имеет один голос. В периоды между созывами собраний руководство осуществляется исполнительным орга¬ном во главе с председателем (директором). Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между участниками пропорционально их долям в общем (складочном) капитале. Создание и функционирование полного товарищества регулируется учредительным договором, в котором, в частности, могут устанавливаться правила, отличные от упомянутых выше. Не допускается лишь изменение ответственности членов по обязательствам товарищества, ибо такие вопросы могут решаться только путем реорганизации товарищества в другие организационные формы (общества, кооперативы и т.д.).

Товарищества на вере ("коммандитные") имеют дополнительные особенности, связанных с тем, что в них допускается использование капитала сто¬ронних вкладчиков. Последние не участвуют в деятельности товарищества, но получают свою долю прибыли и несут ответственность только в пределах своих вкладов.

Хозяйственные общества представляют объединение не лиц, а капиталов, т.е. члены общества (участники) - это вкладчики, которые получают свою долю прибыли, но личного участия в производственной деятельности общества они могут и не принимать. Принципиально возможна (хотя и маловероятна) ситуация, когда вся производственная деятельность общества осуществляется наемным персоналом без участия самих членов общества, Тем не менее права членов общества на участие в его работе не ограничиваются, и они могут одновременно выступать в качестве наемных работников на тех же основаниях, что и лица, не являющиеся членами общества. В строительных организациях, являющихся обществами, чаще всего большая часть персонала является членами общества. Согласно гражданскому кодексу хозяйственные общества могут быть трех видов:

  • общества с ограниченной ответственностью (ООО)
  • общества с дополнительной ответственностью (ОДО)
  • акционерные общества (закрытые ЗАО и открытые ОАО)

Общества с ограниченной ответственностью (000) имеют уставный капитал из вкладов его участников (членов), которые несут ответственность по обязательствам общества только в пределах своих вкладов. Высшим органом управления является общее собрание членов общества. Правила голосования, т.е. учет или не учет размера вклада регулируется учредительными документами (обычно доля вклада в общем капитале является определяющим фактором). Ликвидация или реорганизация общества допускается только при единогласном решении всех участников. Учредительными документами являются учредительный договор и устав (при одном участнике только устав). Очевидно, что ОДО более привлекательно для кредиторов, чем ООО, ибо оно обеспечивает для них меньший риск потери денег.

Акционерное общество имеет уставный капитал, разделенный на определенное число акций, владельцы которых (акционеры) не несут ответственности по обязательствам общества, но рискуют в пределах стоимости своих акций в случае убыточности или банкротства общества. В свою очередь, акционерное общество, неся ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, не отвечает по обязательствам отдельных акционеров. Учредительным документом является устав. Имеются три органа управления:

  • общее собрание акционеров
  • совет директоров
  • ,
  • постоянно действующий исполнительный орган в виде службы генерального директора или правления

Высшим органом акционерного общества является общее собрание акционеров, которое ежегодно избирает совет директоров, формирует исполнительный орган и решает наиболее общие вопросы. Голосование проводится по принципу "одна акция - один голос". В уставе должен быть перечень вопросов, требую¬щих квалифицированного большинства голосов или единогласия. Основные приоритетные направления деятельности определяет обычно совет директоров.

В зависимости от принципов распределения акций различают открытые акционерные общества (ОАО) и закрытые акционерные общества (ЗАО). В открытом акционерном обществе (ОАО) участники могут продавать или передавать свои акции любым лицам. Акции ОАО находятся в свободной продаже. В закрытом акционерном обществе (ЗАО) акции распределяются только среди заранее определенного круга лиц, например, членов трудового коллектива предприятия. Акции ЗАО не могут находиться в свободной продаже. Численность ЗАО ограничена - не более 50 человек, в ОАО она не ограничена.

Большинство строительно-монтажных, проектных и изыскательских организаций, существовавших в дореформенный период реорганизовались в акционерные общества (крупные организации в основном стали ОАО, мелкие и средние - ЗАО).

Производственный кооператив (артель) это добровольное объединение лиц для совместной производственной или хозяйственной деятельности, которое подразумевает в основном личное участие каждого члена в такой деятель¬ности. Допускается участие и "неработающих" вкладчиков, имеющих право на свою долю прибыли, но в целом это для кооперативов нетипично: если такие вкладчики начинают трать большую роль, кооператив обычно реорганизуется в другие организационно-правовые формы (ТДО, ЗАО и др.) Учредительным документом кооператива является устав. Имущество кооператива складывается из взносов - паев, размер которых одинаков для всех членов кооператива. Каждый член кооператива несет дополнительную ответственность по долгам кооператива, но не всем своим имуществом, а в заранее определенном размере (по аналогии с ОДО). Высшим органом управления является собрание членов кооператива, причем каждый член кооператива имеет при голосовании один голос. Собрание избирает наблюдательный совет и исполнительный орган во главе с председателем.

Унитарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на используемое ею имущество. Такое имущество является неделимым и не может распределяться между какими-либо юридическими или физическими лицами. В форме унитарных предприятий (УП) могут создаваться только государственные или муниципальные предприятия (соответственно ГУП или МУП), имущество которых находится в государственной или муниципальной собственности. Во главе ГУП или МУП стоит единоличный руководитель, который назначается государственным или муниципальным собственником (административным органом) и ему подотчетен. В форме ГУП чаще всего функционируют научные учреждения (НИИ), реже проектные организации, органы лицензирования, обязательной сертификации. МУП чаще всего бывают ремонтно-строительные организации, связанные со службой эксплуатации жилого фонда, предприятия по уборке мусора (твердых бытовых отходов), иногда проектные организации.

При переходе на рыночные отношения в РФ доля государственных унитарных предприятий, как и объектов, строящихся за счет государственных (бюджетных) средств, резко уменьшилось. Естественно, что уменьшение бюджетных ассигнований создало сложные проблемы для природоохранного строительства, которое в силу своего специфического назначения может нормально функционировать только при поддержке государства.

Организации любой организационно-правовой формы могут объединяться в некоммерческие (т.е. не нацеленные на получение прибыли) объединения - ассоциации и союзы. Если объединение начинает работать на прибыль, оно должно реорганизоваться в акционерное общество.

В действующем Гражданском кодексе разделяется понятия "юридическое лицо" и "предприятие". Предприятие не считается субъектом предпринимательской деятельности (и, соответственно, юридическим лицом), это имущественный комплекс, используемый для предпринимательской деятельности, который может быть объектом купли-продажи, залога, аренды. Юридическое же лицо является владельцем такого имущества (или полномочным управляющим), отвечающим по своим обязательствам этим имуществом, оно может быть истцом или ответчиком в суде. Юридическое лицо может владеть несколькими предприятиями или, напротив, обособленной частью предприятия, наконец, предприятие вообще может не быть юридическим лицом (частное предприятие), но чаще всего в строительстве юридическое лицо владеет одним предприятием.

Предприятия по своему размеру разделяются на три вида:

  • малое предприятие - до 100 человек
  • среднее предприятие - 100... 500 человек
  • крупное предприятие - более 500 человек

В быв. СССР в 1990 году насчитывалось примерно 4 тысячи крупных строительных предприятий (трестов) и 32 тысячи средних предприятий (строительных управлений), большая часть которых входила в состав упомянутых крупных предприятий (трестов) в качестве структурных подразделений. В 199S году в РФ было 160 тыс. строительных организаций (предприятий), из которых 140 тыс. относилось к малым организациям (предприятиям).

За рубежом децентрализация и обилие мелких строительных фирм является давно сложившейся системой. Зарубежные строительные фирмы - это в подавляющем большинстве случаев очень малые группы работников со своей или арендуемой техникой, выполняющие ремонтные и строительные работы. Функционируют организации, сдающие в аренду строительную технику (иногда с персоналом). Средняя численность строительных фирм Франции 3...4 человека, (причем 50% фирм не пользуются наемной рабочей силой), в Нидерландах - 6...7 человек, в Англии, Италии, Бельгии - 10... 15 человек, в ФРГ -24...25 человек. В США 91% строительных фирм имеет численность менее 20 человек, а фирм, имеющих более 100 человек менее 1%. Тем не менее существуют и гиганты: в США 0,02% строительных фирм (примерно 30 фирм) выполняют ежегодно более половины всего объема строительства США, а 0.003% - 30...40%. Годовые программы их порядка 10 млрд. долларов.

В крупных странах с высокой степенью урбанизации размер строительных фирм обычно больше, чем в малых аграрных.

 
Ресурсы в помощь: