Технология строительства
Тендеры    ||    Маркетинговые исследования    ||    Типовые проекты домов
Диспетчеризация и автоматизированные системы управления в строительстве

Диспетчеризация строительства

Диспетчеризация основана на выделении системы оперативного управления в специальную службу, которая сама способна решать большинство текущих организационных вопросов.

Такая служба высвобождает время основных руководителей для решения более важных стратегических вопросов. Диспетчер регулирует ход текущих работ из постоянно действующего диспетчерского пункта при помощи различных видов связи - телефона, раций, сигнализации и т.д. Он обеспечивает рациональное распределение на стройплощадки с растворобетонными узлами, заводами железобетонных изделий; базами механизации, автотранспортными парками и т.д.

Диспетчерская служба строительной организации обычно имеет три уровня:

1 (высший) уровень - главный диспетчер или начальник диспетчерской службы (обычно в ранге заместителя главного инженера организации)

2 уровень - диспетчерские пункты (ДП), размещающиеся на каждом строительном участке

3 уровень — передвижные диспетчерские пункты (ПДП), которые располагаются на отдельных удаленных объектах или группах объектов.

Сеть диспетчерских пунктов обычно организуется как в генподрядной, так и в субподрядных организациях.

 Схема диспетчерской службы

Диспетчерские пункты ежедневно собирают заявки прорабов на машины, механизмы, раствор, бетон, другие материалы и конструкции на каждый сле¬дующий день, обеспечивают выполнение этих заявок, ведут оперативный кон¬троль работ, собирают текущую информацию о ходе производства. В случае каких-либо непредвиденных остановок работ (поломки грузоподъемного меха¬низма, при бетонных или казенных работах) диспетчер оперативно решает вопрос о переадресации товарного бетона или раствора на другие объ¬екты или о замене сломанного механизма на другой, находящийся в резерве, или путем снятия аналогичного механизма с другого объекта, где он простаи¬вает и т.д. Для сбора информации используются передвижные диспетчерские пункты.

Диспетчеры не дают заданий прорабам или мастерам, не решают технологических вопросов, например, о способах монтажа и бетонирования, не работают с чертежами, но они освобождают прорабов и мастеров от необходимости связываться напрямую с растворо-бетонными узлами, с заводами железобетонных конструкций, базами механизации, автотранспортными перками и прочими обслуживающими организациями.

Диспетчерская служба участвует в составлении недельно-суточных графиков СМР, она же контролирует их выполнение. Естественно, что диспетчеры наделены всеми необходимыми правами.

Целесообразность формирования развитой сети диспетчерских пунктов ощущается тем сильнее, чем больше объемы и разнообразие ведущихся работ. Для мелкого предприятия, ведущего строительство лишь какого-либо одного сельского дома, можно обойтись и без диспетчерской службы. В то же время при строительстве крупных промышленных предприятий, гидроузлов, при освоении больших территорий качество работы диспетчерских служб будет одним из главных факторов, определяющих уровень организации строительного производства.

Интенсивность и сложность работы диспетчера существенно зависит от технологии работ. При монтаже "с колес", при использовании больших объемов товарного бетона напряженность работы диспетчера очень высока, в то же время при "обычном" монтаже с использованием складских площадок или при доставке бетона автобетоносмесителями задачи диспетчерских служб значительно проще.

По мере совершенствования технического оснащения строительства совершенствуется средства связи диспетчерской службы - применяются сотовые телефоны, пейджеры, компьютерные сети.

Практика строительства показывает, что диспетчеризация обеспечивает ритмичность работ, улучшает снабжение производства ресурсами, уменьшает число простоев механизмов и людей.

 
Ресурсы в помощь: